Обратившись к истории любой из них, мы обнаруживаем, что в слове «секта» лежит противопоставление себя традиционным духовным ценностям. Под маской религиозной добродетели скрывается элементарное коммерческое предприятие, хорошо отлаженный механизм извлечения прибыли из доверчивых «последователей». Главный парадокс, когда при обилии православных общин реальным влиянием на исконно православной земле обладают представители нетрадиционных культов. Особенно сильно на монополию в сфере духа претендуют так называемые тоталитарные секты или «деструктивные культы», как называют такие организации на Западе. Каковы же характерные признаки секты?
Религиозный маркетинг. Секта всегда занята распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму и сердцу человека, не к высшим его побуждениям как таковым, но к страстям, к подсознанию. Это и назойливые приглашения на собрания или семинары с неопределёнными названиями («изучение Библии» - секта Муна, мормоны, иеговисты; «собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» - секта сайентологии). Это и столь частая мимикрия под православие с использованием православных символов экстрасенсами.
Двойное учение. Религиозный маркетинг необходим потому, что в сектах имеется двойное учение: одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», другое для «внутреннего пользования». Действительно, кто бы захотел посещать «семинары по Библии» у мунитов, если бы сразу был уведомлён, что основатель этой секты - оккультист, многожёнец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а себя «Христом», то есть антихрист…
Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящён на определённую ступень иерархии в секте. Организация всех сект строго иерархична. В секте Муна существует лестница из многих семинаров – вводный, однодневный, трёхдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сейнтологии Рона Хаббарта человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнаёт что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная. Иерархичность позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех её ступенях, не допуская критического отношения ни к учению секты, ни к её лидерам.
Духовный элитизм. Членам секты внушается мысль о том, что они единственно спасённые люди, что все окружающие – люди «второго сорта», обречённые на погибель потому, что не разделяют учений секты. В сектах оккультного направления делается упор на «самосовершенствование», то есть развитие в себе паронормальных способностей, отличающих членов секты от нормальных людей.
Контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Власть над членами секты является важнейшей целью лидеров сект. Результатом этого является контроль над имуществом членов сект, их временем и силами, членами их семей.
Среди признаков тоталитарных культов можно выделить следующие:
- проповедь религиозного учения, отличающегося от традиционных религий и учений;
- резкая критика других религий и обещание «божьего» наказания для их последователей;
- наличие харизматического лидера;
- существование круга лиц, особо приближённых к лидеру секты и занимающих в ней руководящие посты;
- активная проповедническая деятельность членов секты, включающая беседы на улицах, местах работы и отдыха граждан и т. д.
- проведение массовых мероприятий с целью привлечения потенциально верующих;
- усиленное внимание к несовершеннолетним, попавшим в секту;
- «атака любовью» лиц недавно принятых в секту;
- привлечение лиц с неуравновешенной психикой либо физическими недугами для публичной демонстрации псевдорелигиозных «чудес»;
- использование особой психотехники, методов внушения и самовнушения, гипноза, наркотических препаратов, изнурительных постов, трудных физических упражнений, ограничения в физическом отдыхе и сне, часто повторяющихся молитв для быстрейшей деформации сознания верующих;
- в ряде сект – изменение физического облика членов, наделение их религиозными именами и духовными званиями, требование носить специальную одежду и культовые принадлежности;
- жёсткая регламентация всей жизни верующих, декларация необходимости расстаться с семьёй и родителями, бросить работу или учёбу;
- призывы к невыполнению членами секты гражданских и конституционных обязанностей (служба в армии, уважение к флагу и гимну, забота о детях и престарелых родственниках и т.д.);
- требование для членов секты регулярно жертвовать ей деньги, передавать в пользование либо собственность секты имущество и недвижимость;
- попытки внедрить религиозно – педагогические наработки и практику занятий с молодёжью в существующие образовательные структуры;
- частая и, как правило, бесплатная передача религиозно – пропагандистской литературы в библиотеки, учреждения культуры и образования;
- преследование лиц, покинувших секту;
- противодействие организациям и гражданам, занимающимся разоблачением деятельности секты, а также родителям, желающим вывести из – под влияния секты своих детей;
Проблема проникновения «новых религий» в Россию может быть решена только на федеральном уровне, а именно путём принятия нового закона о свободе вероисповедания вместо устаревшего документа 1990 года. Однако, известно, что все попытки принять современный законодательный акт или «поправить» старый уже наталкиваются на противодействие определённых (и могущественных) сил, которым выгодна ситуация с разгулом зарубежных культов.
На основе открытых интернет-источников материал подготовил педагог-психолог ГБПОУ «СОУКИ» Краус Екатерина Анатольевна
Видеоролики: