ПРОЕКТ

ОРГАНИЗОВАН СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 070602.51 ДИЗАЙН В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА И СПЕЦИАЛЬНОСТИ

071302.51 СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
 

ТЕМА ПРОЕКТА: «САМАРСКИЙ СУВЕНИР»

«Не то дорого, что красно золото,
а то, что доброго мастерства».
(Народная пословица).

СОСТАВ ПРОЕКТА «САМАРСКИЙ СУВЕНИР»

Тематическое поле: Технология работы с материалами. Художественная практика. Роспись по дереву.
Проблема,  лежащая в основе проекта: в Самарской губернии изобилие сувенирной продукции, но отсутствуют сувениры с Самарской символикой и самобытным индивидуальным стилем.
Гипотеза исследования: можно предположить, что существовали на территории Самарской губернии (XVII-XIX в.в.) артели декоративно – прикладного творчества, связанные с росписями по дереву, хотя аналоги отсутствуют. Сохранились в музее краеведения лишь элементы домовой самарской резьбы. Самара была торговым перевалочным пунктом.
Срок выполнения проекта: 1 сентября – 26 октября (36 часов).
Защита проекта: 28 октября на Областной научно – практической конференции преподавателей, руководителей студий декоративно – прикладного творчества, учащихся ДХШ, мастеров декоративного искусства.
Цель проекта учащихся: Разработать и выполнить изделие декоративно-прикладного характера в стиле Самарских традиций.
Тип проекта: продуктивный.
Учебные предметы, содержание которых включено в проект: Композиция, Рисунок, Живопись, Технология работы с материалами, Народное художественное творчество, История края, Художественная практика. Роспись по дереву.
Раздел: «Проектирование изделий декоративно-прикладного искусства».
Организационные формы работы учащихся над проектом:
Групповое обсуждение - 2 часа.
Самостоятельная работа учащихся - 16 часов.
Консультации с руководителем проекта - 6 часов.
Другие консультации - 2 часа.
Экскурсия - 2 часа.
Индивидуальные формы работы - 8 часов.
Задачи работы для учащихся: Изучить аналоги декоративно-прикладного  искусства Самарской области (музеи Самарской губернии).
Распределить роли в команде, составить график проведения занятий.
Проанализировать стилевое единство мотивов, сюжетов, ритмического рисунка, линейной пластики декора на изделиях (аналогах) декоративно-прикладного русского народного искусства.
Практически освоить техники и технологии росписи по дереву.
Выполнить социальный заказ Министерства культуры Самарской области.
Описание продукта, полученного учащимися в результате выполнения проекта: Выполнение росписи изделий на основе разработанных авторских эскизов, являющихся носителями национальных особенностей, традиционных русских народных промысловых росписей и самарского стиля, опирающихся на существующие аналоги.
Подготовка и проведение презентаций студентов и формирование общего презентационного материала по проектной деятельности.
Использование продукта в качестве выставочных экспонатов на выставках, конкурсах, вернисажах, проводящихся в Самарской губернии.
Проведение семинаров, студенческих конференций по данной теме.

Презентация №1
Народное искусство – сложное и многогранное явление культуры
Охватывает многие виды народного декоративно – прикладного  творчества и народных промыслов.
Живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность.
Красота изделий декоративно – прикладного искусства спасет не только мир, но и человека в этом мире.
Имеет современные тенденции возрождения и развития в России, в нашей Самарской губернии.
В настоящее время изучается на специальности 071302.51 Социально –культурная деятельность и народное художественное творчество, специализации «Декоративно – прикладное творчество» в ГОУ СПО Самарском областном училище культуры.

Композиционные  категории в декоративном прикладном искусстве:
Художественный образ
Композиция
Декоративность
Семантика.
Знаковые элементы
Жанр
Тема
Сюжет, мотив
Орнамент
Техника и технология изготовления изделия
Новаторство
Самобытность
Национальные черты
Стиль
Связь композиции и мировоззрения в русском народном искусстве
В русском народном искусстве XIX в. можно увидеть символику идей, имеющих определенное значение на разных ступенях мировоззрения, начиная с эпохи охоты и земледелия. 
Декоративная орнаментика, связанная с первичным и последующим  значением знака, сохраняется как идейное содержание композиций на основе сходных смыслов или же как устойчивая типическая структура изображения. Последнее свойство изображения называют полиформизмом.
Художественные достоинства произведений заставляют современных художников – мастеров обращаться к народному искусству как к неиссякаемому творческому источнику.
Происхождение и содержание композиционной формы.
Композиционная структура сюжета, мотива, орнамента.
Функции декоративных композиций.
Знаковая система. Символика. Семантика.
Целесообразность и красота формы и содержания.

1. Композиционная структура:
Композиция и функции декора.
Композиция и семантика.
Композиция и магия.
Композиция и структурно – знаковые элементы.
Композиция и колористика.
2. Три уровня идеи, или функций декоративных композиций в народном искусстве:
Магически – обрядовые идеи (человек, род.).
Воззренческие идеи (объективный взгляд на природу).
Эстетические идеи (замысел, материал, конструкция, удобство, рационализм).
Технологическая и конструкторская идея (технология изготовления формы изделия, физические свойства материала: фактура, текстура, плотность, сопротивляемость; инструментарий).
Магически – обрядовые функции изобразительных элементов
Магическое значение в народном декоративно-прикладном искусстве формировалось благодаря образу в ритуальном празднике.
Поминание усопших родственников.
Братчина (встреча друзей и проводы в армию, посиделки).
Праздники (крестины, свадьба, сезонные праздники).
Символика.
Символика геометрических узоров, в частности розеток, ромба и их комбинации.
Значение зооморфных, орнитоморфных, мифологических изображений.
Историческое содержание композиций древа жизни с птицами, древа с всадниками, женщины с поднятыми руками, с птицами, с всадниками, составляет ряд дохристианских образов.
Магическим смыслом наделены знаки: ромб, крест, розетка и композиции на их основе.
«РОМБ»
Ромб исследователи относят к эпохе охоты. Срез бивня мамонта имели форму ромба (стороны по 2 мм).
Ромб приобрел магическое содержание, соединившись с идеей удачной охоты, блага для племени, а позднее в эпоху земледелия трансформировался в знак плодородия: поле, засеянное поле.
«КРУГ», «РОЗЕТКА»
Соотнесенность круга с солярной символикой. Солнце, гром, молния, луна – изображения небесных явлений природы.
Композиция с розеткой в центре и четырьмя розетками по четырем углам трактуется как пространство с четырьмя сторонами света, движение небесных сил, как годовое движение небесных светил, как годовое вращение солнца и предшествует годовому календарю.
Розетки, расположенные на вертикальной оси, принимают значение миров: подземный, земной, надземный.
«ЗМЕЯ»
Своеобразные хранители подземного уровня являются змеи.
На вологодской прялке представлена композиция из 2-х змей, соединяющих нижний и верхний миры и придает композиции эффект графической сжатости, упругости, напряжения.
«КРЕСТ»
Крест был выделен из ромба в период  появления земледелия.
Прежнее сакральное значение креста сохраняется и сегодня, хотя и в особой форме.
Крест нашел воплощение в государственной атрибутике: Андреевский флаг в России, Англии, Швейцарии.
«ПТИЦА»
Птица является фигурантом – персонажем мифологического акта Творения Мира. Она нырнула на дно Мирового океана, принесла в клюве кусочек земли, из которого создана была Твердь.
Птица – Демиург - символ родового славянского общества. Прообраз Птицы счастья (Византия).
В русском фольклоре птица связана с душой умершего человека. По поводу прилетевшей в морозный день на окно птицы есть выражение: «покойничек озяб, пичужкой погреться прилетел». Встречается в тиснении по бересте, роспись вологодских бураков, конских дуг, резных пряничных досок, донцах прялок.
Птица, как реальный изобразительный символ, обладает пластическим силуэтным эффектом в композиции.
«КОНЬ»
Разнообразие пластической трактовки. Конь, везущий человека, является частью подземного мира, охраняемого хтоническими существами – змеями (прялка).
Образ коня на Городецких прялках, вологодских дугах.
В мезенской росписи –ленточное чередование изображения коня олицетворяет вечное движение из прошлого в будущее.
Симметрично расположенные изображения коня – модель Мироздания.
«ЛЕВ»
Самый добродушный персонаж в русском народном искусстве, олицетворяет силу и благородство, пришел символ из Греко – византийской традиции и занял место оберега.
Отсутствие традиций его изображения давало простор фантазии, в результате реальное соединялось с выдумкой в трактовке образа.
«МИРОВАЯ ГОРА»
Треугольная равнобедренная фигура, один из углов которой направлен вверх, довольно часто встречается в резных и расписных композициях. Устойчиво в таких композициях присутствие двух птиц.
Одним из самых ранних изделий можно считать прорезную «фибулу» (застежку для одежды, 1 тысячелетие нашей эры).
Основное семантическое содержание горы можно связать с актом сотворения Мира из кусочка глины, который достает Птица – Демиург со дна Мирового океана.
Основополагающее значение –Земля –составляет обширные композиционные связи с другими элементами композиции.
«МИРОВОЕ ДЕРЕВО»
Образ является одним из любимейших образов в русском искусстве.
В мифопоэтическом сознании этот образ воплощает универсальную концепцию мира.
Его фольклорные и сказочные мотивы в значениях дерева с золотыми или молодильными яблоками, Древа познания в райском саду, вполне отвечают всеобъемлющему единству сущего, идее роста, цели, причин и следствий жизни.
Обрядовая сторона символа связана с понятиями Вселенной.
В срубовом доме осью мира – является печной столб.
При членении Древа Мира по вертикали выделяются нижняя (корни), средняя (ствол), верхняя (ветви) части.
Троичная система «космогенеза» представляет Мир из 3-х классов существ: птицы, животные, земноводные, временные понятия: прошлое, настоящее, будущее, три части тела человека: голова, туловище, ноги, три стихии: огонь, земля, вода.
«ДОМ» - «ХРАМ»
Изображение дома не так распространено как другие формы декора.
Вместе с тем изображение дома как модели мироздания встречается и в графических композициях, и в объемных объектах: домовинах на северо - западе России, прялках, кладбищенских или памятных часовенках.
Дом как мироздание, «макрокосм в микрокосме» осмыслен давно.
Образ дома в народном искусстве отличается торжественностью, целостностью, графической емкостью.
«ЖЕНЩИНА»
Дошедший до нас смысл одушевленности природы в образах женщины выражается, например, таким метафорическим понятием, как «Мать – сыра земля».
Тесно связаны с образом матери. Богородица –заступница.
Параскева Пятница – судьбоводительница.
В восточнославянской мифологии богиня Макошь.
Богатейшая тема женских образов разработана в лубке.
Иллюстрация протекающего события, страдания, нравственные коллизии, изображение наполнено чувственными переживаниями.

ТЕМА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ
 

«Не задумвайся подруга цветикъ дорогой

мы сплетемъ тебе веночикъ из дорогих из разных розъ».

(Надпись на лубочной картинке)
     

«Цвет в декоративно-прикладном искусстве»

СИМВОЛИКА ЦВЕТА

Русские применяли ткани самых разных цветов, окрашивая их белыми, черными, синими, красными, желтыми красителям.
Наиболее значимыми являются противопоставления белого и черного (светлого и темного), соотносимого с оппозициями жизнь/смерть, хороший/плохой и др., а также триада белый-красный-черный.
Символика каждого из этих цветов неоднозначна, зачастую они имеют прямо противоположные толкования.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ, БЕЛОЕ

В народной культуре один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный, прежде всего черному и красному.
Белый и черный цвета находятся на полярных точках цветового спектра, а их названия и символика антонимичны.
Белый цвет представляет обобщенно ряд цветов светлых тонов, а также большую цветовую интенсивность, в то время как черный цвет обобщает темные цвета и с ним соотносится малая цветовая интенсивность или ее отсутствие.
Кроме того, белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален и может быть превращен в любой другой цвет и получить любое толкование.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТА

ссоциируется с мраком, землей, смертью, выступает как знак траура (в семьях, где был траур, красили пасхальные яйца в черный или другие темные цвета - зеленый, синий, фиолетовый).
Черного цвета обычно демонологические персонажи (появляются в виде черного животного или предмета): черт, банник, овинник, полевой дух.
Распространены мотивы черных животных: коня, курицы, кошки и свиньи. В русском народном языке слово «черный» носит чаще всего негативный характер.
Оно обозначает нечто старое, грязное: «черный ход», «черное крыльцо»;нечто несовершенное, лишенное блеска: «черновик», «черный пол»(недостроенный и недоделанный пол).
В противоположность этим обозначениям «белое» значит благородное, чистое, красивое: «белы ручки», «белолицый» «бело тело».

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Наряду с красным может выступать как заместитель золота.
В русской традиции сложилось восприятие золотого как знака избранничества, счастья и высшего суда, подобное представление сложилось еще в рамках солнечного культа.
Золотая символика, дохристианская по существу, функционировала в условиях постепенной христианизации культуры, сливалась с религиозными понятиями воздаяния и возмездия, добра и зла. Золото, как правило, связано с испытанием героя, его получают только избранные. Таким образом, золотые предметы в фольклоре сакральны.
Мифологема чистого, сакрального, золота проявляется в заговорах, где заговаривающий ищет небесного покровительства; так, в заговоре на добрый путь он представляет себя одетым в золотые ризы, укрытым золотой пеленой.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

В народной культуре соотносятся с растительностью, изменчивостью, молодостью. Отмечено восприятие зеленого цвета как блестящего, сияющего, сходного с золотым и желтым. Особенно характерны такие представления для южных славян.
Продуцирующая символика зеленого цвета проявляется в весенней и свадебной обрядности, например,
Троица - зеленые святки, Троицкая неделя - зеленая неделя. В свадебных песнях часто встречаются образы зеленого жита, бора, луга.
В погребально-поминальных обрядах зеленый выступает как цвет "того света".
Яйца зеленого цвета как поминальная трапеза известна у восточных славян. На Пасху красили яйца в зеленый цвет, если в доме в течение года был покойник, эта процедура призвана обновить жизнь обитателей дома, очистить, освободить их от присутствия неживого.
Зеленый цвет может быть атрибутом "чужого" пространства, где обитает нечистая сила, куда изгоняются духи: зеленая гора и т.п.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Красное  - красная краска занимает особое место среди других, как носительница  жизни. Психология, активно изучающая цвет с точки зрения эмоционального и психофизического воздействия на человека, установила, что красный (вернее, красно-оранжевый) активизирует вегетативные функции человеческого организма, когда как темно-синий вызывает обратную реакцию, так же надо учесть, что такой "язык" интернационален.
Красный цвет ассоциируется, прежде всего, с жизненной энергией (кровь), с человеческими страстями, с огнем; различные оттенки красного превращают его то в трагически-жертвенный, то отчаянно-праздничный, то сжигающее -чувственный, то в загадочно-мистический.

КОМБИНАЦИЯ «красный-белый»

Противостоит сочетанию «желтый-черный» в значении жизнь/смерть, свет/тьма, здоровье/болезнь.
Сочетание «красный-белый», поэтому характерно для амулетов. Красный может соседствовать и с синим цветом в том же значении.
Сочетание «красный-черный» характерно для мифологических персонажей, преобладает в костюмах ряженых .

СЕМАНТИКА

Семантика красного цвета реализуется в универсальной оппозиции белое/ черное, которая трансформируется в динамическую трехчастную структуру белое/ красное/ черное. Эта триада составляет инвариант цветовой классификации, на основании которой строится система отношений семантики цвета в традиционной модели мира.
Ритуальное значение красного цвета обеспечивает его позиция, как среднего члена триады, маркирующая границы в системе двоичных противопоставлений.
«Сия колыбель Пермогорской волости»
«Сия прялка Авдотьи Степановны.
Кого люблю, того дарю...»
Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни
Художник правдиво отразил самый распространенный промысел на Северной Двине — охоту на зверя и дикую птицу.
«Сей бурачок очень крепок и угожъ...»
В жанровых сценах художник отразил реальную жизнь того времени
Общность сюжетов, колористическое решение росписи по красной глине, технология заимствована у Каргапольских мастеров.

ВЫВОДЫ, СДЕЛАННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВЫДВИНУТУЮ ГИПОТЕЗУ:
ОБЩНОСТЬ ЗНАКОВЫХ И СИМВОЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ОРНАМЕНТИКЕ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ВЫШИВКА, КЕРАМИКА, РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ);
КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СДЕРЖАННАЯ: ОХРА КРАСНАЯ, ЖЕЛТАЯ, ЗОЛОТИСТАЯ, УМБРА ЖЖЕНАЯ, ВАН – ДИК, КОБАЛЬТ СИНИЙ, ВЕРИДОНОВСКАЯ ЗЕЛЕНЬ, СЕРО – ГОЛУБОЙ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ,ТРАДИЦИОННЫМ ОСОБЕННОСТЯМ;
КОЛОРИТ СДЕРЖАННЫЙ, ПОЛУ – ГРАФИЧНЫЙ, навеянный Самарскими степями, темными горами, речными просторами Волги – реки;
СЮЖЕТЫ, МОТИВЫ, ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ФРИЗЫ, СРЕДНИКИ, ВСТАВКИ ИМЕЮТ ОБЩИЕ РИТМИЧЕСКО –ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ;
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ОСНОВАНА НА ПОСТАНОВКУ РУКИ;
ТЕХНОЛОГИЯ  ОБРАБОТКИ ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ ОПИРАЕТСЯ НА ПРИЕМЫ МАСТЕРОВ ИКОНОПИСИ (ПОД ЛЕВКАС), РИСУНОК, ПОДМАЛЕВОК, ПРОПИСКА, ПРОБЕЛА.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЙ ПО РАЗРАБОТАННЫМ АВТОРСКИМ ЭСКИЗАМ СТУДЕНТАМИ.
Разработка фор – эскизов формы изделий.
Разработка линейных эскизов росписи изделий, работа над композиционным расположением элементов декора.
Разработка тональных и монохромных эскизов росписи изделий.
Технологическая обработка деревянных изделий: зачистка поверхности, грунтование «вапой», просушка, покрытие меловым грунтом, заглаживание поверхности грунта, просушка в сушильном шкафу.
Перенос рисунка росписи на изделие по разработанному эскизу.
Выполнение «корпусного» подмалевка.
Выполнение прописки элементов: «линия», «пробела», «оживка».
РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ ПО ФОРМЕ ЖБАНА:
дизайн формы, технология мастеров «хохломы», изобразительные элементы взяты из аналогов
домовой Самарской резьбы, орнаментика заимствована из росписи по оконным наличникам                    
РОСПИСЬ ШКАТУЛКИ:
ТЕХНОЛОГИЯ ПОД ЛЕВКАС ПО БЕЛОМУ ГРУНТУ, ЗАИМСТВОВАННЫЙ У ИКОНОПИСНЫХ МАСТЕРОВ МОСКОВСКОЙ ВОЛОСТИ, СЮЖЕТ И КОЛОРИТ ЗАИМСТВОВАН У МАСТЕРОВ ПЕРМОГОРЬЯ.
АВТОРСКОЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ФОРМЫ СЕМЕНОВСКОЙ МАТРЕШКИ, КОЛОРИТ СДЕРЖАННЫЙ, ПОЛУ - ГРАФИЧНАЯ РОСПИСЬ
Общность сюжетов, колористическое решение росписи по красной глине, технология заимствована у Каргапольских мастеров
Критерии оценки выполнения проекта:
- соответствие теме, общей концепции проекта (0-10 баллов);
- актуальность и социальная значимость проекта (0-10 баллов);
- новизна авторского решения (0-10 баллов);
- техничность и технологичность исполнения (0-10 баллов);
- эстетика формы и содержания изделия (0-10 баллов);
- композиционная целостность декора изделия (0-10 баллов);
- изобретательность изобразительных элементов в декоре изделия (0-10 баллов);
- гармоническое цветовое решение (0-10 баллов);
- косвенное соответствие аналогам (0-10 баллов);
- соблюдение единого стилистического решения - выделение единых изобразительных форм (0-10 баллов).

Перевод баллов в оценку:
от 30 до 59 – оценка 3 (удовлетворительно);
от 60 до 79 – оценка 4 (хорошо);
от 80 до 100 – оценка 5 (отлично).

Продолжение работы над проектом «Самарский сувенир».
Современное использование  элементов народного орнамента в художественном исполнении в технике «аэрография».
Создание современных изделий из различных видов материалов, художественная роспись которых будет опираться на сюжеты и орнаментику, заимствованную из народного декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Создание авторской серии сувенирной продукции в Самарской губернии.
Проведение семинаров, конференций, мастер – классов, открытых уроков.
ГБОУ СПО - техникум "САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ"
НАШ АДРЕС: ПР. МАСЛЕННИКОВА, ДОМ 26
НАШ САЙТ: souk-sm.ru
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
      АНДРЕЕВА Людмила Васильевна - преподаватель дисциплин «Композиция», «Композиция (проектирование)», «Шрифтовое искусство», «Проектирование и макетирование изделий декоративно – прикладного искусства», «Основы исполнительского мастерства»;
      БОРИСОВА Наталья Владимировна - преподаватель дисциплин: «Графический дизайн», «Компьютерная графика», «Дизайн интерьера»;
      СМИРНОВА Татьяна Петровна – преподаватель дисциплин: «Роспись по дереву», «Роспись по ткани», «Живопись»;
      КИРДЯШКИНА Наталья Евгеньевна – преподаватель дисциплин: «Технология работы с материалами», «Цветоведение», «Техника и технология живописи»;
      ТРИФОНОВА Надежда Николаевна - преподаватель дисциплин: «Фитодизайн», «Дизайн ландшафта», «Квилтинг».
      АМЕЛИНА – КРУГЛОВА Ирина Викторовна – преподаватель дисциплин: «Рисунок», «Графика».

© 2018 - Самарское областное училище культуры и искусств
Карта сайта
Посетители онлайн: 3