Кутумова Л.В., преподаватель сольного пения

ГБПОУ СО «Самарское областное училище

культуры иискусств»

Лечебное воздействие музыки, пения на организм человека известно с древних времён. По выражению азиатского врачевателя А. аль Аззави, превосходство пения над речью такое же, как превосходство речи над молчанием и исцеления над болезнью. Поющий самым быстрым и прямым путём может достигнуть души и сознания, так как человек различает не только слышимые диапазоны. Мы чувствуем и различаем в голосе тоску, печаль, радость. Прислушиваясь к интонации в голосе, можно узнать: правду говорит человек или кривит душой. Человеческий живой голос позволяет нам переживать и сопереживать, т.е. совершать особую деятельность, особую работу по перестройке психологического мира, направленную на установление смыслового соответствия сознанием и бытием, в результате чего повышается его осмысленность жизни.

В литературе имеются отметки об особом лечебном действии высоких женских голосов в терапии неврозов, депрессии, бессонницы. Женское пение, вызывающее сильное выражение чувства, необходимо для избавления от патологического состояния, пробуждая внимание и воображение. Стихи, сопровождаемые звуками, пленяют слушателей, то есть проникают в глубину сферы личности, когда с помощью только слова проникнуть невозможно.

С целью уменьшения эмоционального напряжения больных, создания состояния душевного покоя и эстетического удовольствия в больнице организованы сеансы вокалотерапии в виде концертов камерной популярной вокальной музыки. До и после концерта для оценки его эффективности проводился опрос слушателей.

Перед сеансом вокалотерапии проводилась беседа о благотворном влиянии вокальной музыки на организм человека. Кроме того, перед исполнением каждого произведения рассказывалось о его содержании, о его авторах и о тех состояниях, которые могут возникнуть при прослушивании. Эта информация способствовала усилению восприятия музыки, голоса. Пассивное прослушивание продолжалось 15 – 20 минут. В программу выступления включались произведения по заказу слушателей, и в процессе исполнения предлагалось подпевать исполнителям.

Для успешного проведения вокалотерапии важная роль отводилась выбору произведений. Лечебная музыкальная программа (музыкальный рецепт) составлялась, основываясь на субъективном впечатлении от прослушанных произведений, а также данных, полученных при изучении влияния вокальной музыки на здоровых людей.

Использовалась камерная популярная вокальная музыка в спокойном темпе, мелодичная без резких контрастов. Положительные эмоции наблюдались также при прослушивании не только современной популярной вокальной музыки, но и классической, народной музыки. Народные песни, особенно лирические протяжные, позволяли добиваться пространственной расслабленности. Арии Г.Ф. Генделя, по отзывам слушателей, давала ощущение устойчивости, порядка и безопасности. Танцевальные ритмы песен И.О. Дунаевского поднимали настроение, рассеивали печаль, рождали желание поделиться радостью с окружающими.

Вокальные произведения исполнялись как приглашёнными вокалистами, так и участниками художественной самодеятельности больницы, причём программы готовились под руководством опытного преподавателя сольного пения. В концертах исключалось прослушивание музыки в записи, так как при использовании технических средств теряется живое восприятие человеческого голоса и живой контакт исполнителя и слушателя.

В результате сеансов вокалотерапии практически у всех слушателей отмечалось улучшение настроения и состояния. Ухудшения состояния не наблюдалось. Слушатели получали эстетическое удовольствие от концертной обстановки, положительные эмоции от исполнения любимых песен вместе с артистами. Коллективное музицирование улучшало настроение, личные неприятности просто забывались, появлялась вера в собственные силы.

На концерты вокалотерапии приглашались пациенты, проходящие стационарное лечение в больнице. Кроме того, приглашались и все желающие, кому были интересны сеансы вокалотерапии. Часто приходили пациенты, лечившиеся ранее в больнице. Группы слушателей были разнообразными по возрасту, особенно активное участие в сотворчестве проявляли постоянные слушатели, они благотворно влияли на творческий тонус участников и слушателей. Было проведено более 36 концертов за 8 месяцев, врач, руководивший сеансами вокалотерапии получил большую информацию для докторской диссертации по исследованию воздействия вокальной музыки на концертах, в палатах, где лежали тяжелобольные. Изменение эмоционального состояния давало соответствующую установку на выздоровление. Происходило изменение взглядов, интересов, стремлений по преодолению болезней, реализацию компенсаторных возможностей организма.

В результате сеансов вокалотерапии появилась устойчивая группа зрителей, увлечённых и заинтересованных в процессе сотворчества. Из группы слушателей появились лидеры, желающие принять участие в исполнительской деятельности. Приобретённая уверенность в собственных силах дала толчок к желанию самосовершенствоваться в исполнении сольного репертуара.

В настоящее время появляются новые образовательные программы по обучению взрослого населения. Это достаточно актуальное направление творческого развития личности. Возможность учиться сольному пению – это возможность получить и музыкальное образование и осуществить, может быть, свою мечту. Часто молодые люди получают престижное образование, по настоянию родителей, а мечтают учиться пению. Кроме того, иногда у более взрослых людей появляется время и возможность учиться пению именно для улучшения качества жизни, изменению эмоционального настроя, получению знаний, умений, навыков для приобретения уверенности в себе и для улучшения здоровья.


Список литературы:
1. Дмитриев Л.Б. //Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве.-М.,2004.
2. Крамер Ю.С.//Клин.медиц.,-2001,-№3,-С15-19.
3. Шушарджан С.В.//Здоровье по нотам. – М., - 1990.
4. Шушарджан С.В.// Клин.медиц.,-2001,-№4,-С.5-11.
5. Яковлева А.С.//Искусство пения.- М.,2007.

© 2018 - Самарское областное училище культуры и искусств
Карта сайта
Посетители онлайн: 3