Информационная среда как основа формирования профессиональных компетенций студентов СПО

Помякшева Н. Н., преподаватель,
математики и информатики

Информатизация общества представляет собой сложный феномен общесоциальной природы. Главное содержание информатизации - качественное преобразование всей информационной среды жизни общества с целью оптимизации результатов социально - значимой деятельности любого рода. Одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества является информатизация образования. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
Информатизация является важным фактором повышения уровня образованности и воспитанности людей, формирования у них нового научного мировоззрения.
Информационная образовательная среда училища это программно-телекамуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процессы, его информационной поддержкой и документированием в среде Интернет.
Применение компьютерных технолгий эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе выдачи учебной информации; на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений; на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля.
Использование компьютерных и информационных технологий реализуется в следующих направлениях:
Эффективное использование наиболее распространенных программных средств - Microsoft Word.
Решение различных задач с помощью табличного процессора Microsoft Excel.
Электронные таблицы имеют большие возможности и множество функций, которые можно с успехом использовать на теоретических и практических занятиях которые включают в себя расчеты.
Создание базы данных - Microsoft Access.
Использование мультимедийной техники.
Интернет-технологии.
В учебном процессе серьезным помощником может стать Интернет, если им умело пользоваться. Интернет - это мощное средство оптимизации учебного процесса.
Применение Microsoft PowerPoint (создание презентаций).
Презентация - это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую и графическую информацию. В слайд можно внедрять таблицы с цифрами, расчетными данными, несложные чертежи, рисунки, можно вставить фотографии, картинки из различных книг, журналов.
Слайд-фильмы легко редактируются, при необходимости, если материал утратил свою актуальность, часть слайдов можно изъять, или наоборот, дополнить и вставить новые.
Разноплановое использование новых технологий позволяют существенно повысить качество учебного процесса и профессиональной подготовки студентов.
В настоящее время выпускаются различные компакт-диски с обучающими (озвученными) программами, программами контроля знаний. Но их не так много, и они не всегда доступны. На современном этапе производство печатной продукции всё больше интегрируется в единое пространство медиаиндукции. Составной частью этого процесса является создание электронных изданий. Практически все информационные технологии перешли на цифровую форму, обеспечены компьютерной техникой, программным продуктом профессионального уровня и техническими обработки изображений.
Поскольку требования к электронным учебникам не утверждены, это имеет следующие типичные недостатки:
• зачастую отсутствуют научно обоснованные концепции, разработки и издания электронного учебника или иного пособия;
• большинство электронных учебников (учебных материалов) представляют собой упрощенные справочники, весьма поверхностные, которые не могут стать источником системного углубленного знания;
• подача учебного материала методически не продумана, студентам предписывается действовать по определенной довольно жесткой схеме, тем самым сковывая их самостоятельную деятельность;
• мультимедийные средства являются избыточными, они отвлекают и не дают сосредоточиться.
Электронный учебник представляет собой продукт образовательного характера, воспроизводящийся только с помощью средств информатики, соответствующий утвержденной программе обучения.
Рассмотрим с этой точки зрения электронный учебник «Тригонометрические функции», созданный для работы по дисциплине «Математика и информатика». Данный учебник строго адаптирован под курс вышеуказанной дисциплины и представляет программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс и объединяющий в себе свойства обычного учебника, справочника, практикума, пособия для проверки знаний.
Основными положениями концепции учебника являются:
• доступность и конкретизации теоретического материала по данному курсу;
• связь теоретического материала с практической;
• помощь при подготовке и выполнении практических работ.
Электронный учебник содержит: титульный лист; оглавление; полное изложение учебного материала; комплекс практических работ для решения задач по данной теме; комплекс задач для самостоятельной работы; основные формулы тригонометрии; дополнительную литературу. Вся информация упорядочена. Структурными элементами учебного курса являются ключевые темы с иллюстрациями, графиками тригонометрических функций, тестами .
Отдельный блок практической работы по  решению тригонометрических уравнений и неравенств, систем тригонометрических уравнений дает возможность студентам самостоятельно закрепить теоретические знания.
Правильно составленный и соответствующий утвержденной программе дисциплины электронный учебник является ключевым дидактическим звеном информационно-каммуникационной технологии обучения в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов.
При проведений комбинированного урока с применением компьютерных технологий достигается оптимальное временное сочетание деятельности преподавателя и студентов, т.е. более 70% времени студенты работают самостоятельно, а преподаватель оказывает им необходимую помощь.
Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу студентов, развивает мыслительные способности, вызывает интерес к дальнейшему самостоятельному профессиональному и компьютерному обучению.
Модель индивидуальной деятельности наилучшим образом реализуется при наличии домашнего компьютера или свободного доступа студентов к компьютерам учебного заведения. Как известно, у студентов нашего училища такие возможности имеются, и многие представляют различные задания, выполненные на компьютере самостоятельно. Это рефераты, доклады, курсовые и другие работы.
Учебник позволяет преподавателю строить объяснение новой темы с использованием наглядных материалов. Одним из преимуществ учебника является возможность проверки полученных знаний через интерактивное тестирование.
Расположение учебника на внутреннем портале училища позволяет обучающимся достаточно быстро освоить материал или проверить свои знания по данной теме .
Правильно составленный и соответствующий утвержденной программе дисциплины электронный учебник является ключевым дидактическим звеном информационно-коммуникационной технологии обучения в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов.

© 2018 - Самарское областное училище культуры и искусств
Карта сайта
Посетители онлайн: 2